Пение – основополагающий фактор здоровья.
Пение оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно пение. Когда человек болеет, голос его “садится”, становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию. Использование на занятиях артикуляционных упражнений и гимнастики ведет к исправлению речевых недостатков: сигматизма, картавости, ламбдацизма. Освобождение языка и челюсти снимает нервное напряжение, затрудняющее общение.
Методы вокалотерапии (именно так по-научному называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем‑либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.
Наблюдалось, что у поющих, ранее болевших хроническими заболеваниями (тонзиллит, ларингит, фарингит), из-за вокальной нагрузки болезни уходили, так как мышцы при фонации активизировались, невольно выполняя гимнастику. Работа мышц гортани приводила к восстановлению голоса.
Пение – уникальная дыхательная гимнастика, в которой учитывается все. Пение вылечивает бронхиальную астму и прочие бронхо-легочные заболевания, гайморит. «От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья». Диафрагма является самой подвижной стенкой грудной полости; из всех мышц, содействующих акту дыхания и влияющих на вентиляцию легких, она играет важнейшую роль.
Обычно диафрагма не очень подвижна. Однако если глубоко выдохнуть нижней частью живота, этот «парашют» сократится (подобно тому, как закрывается зонтик) и сожмет все внутренние органы. Такой массаж внутренних органов охватывает желудок, печень, почки и прочие органы, максимально стимулируя их. Поскольку давление оказывается на всю брюшную полость, венозная кровь быстрее устремляется к сердцу. Далее, во время вдоха, диафрагма, раскрываясь подобно зонтику, возвращается в прежнее положение, позволяя внутренним органам расслабиться и впитать чистую артериальную кровь. Эта кровь потом опять посылается к сердцу, а затем подается ко всем мышцам и органам. Таким образом улучшается кровообращение в теле, происходит общее оздоровление организма, кровь доходит до клеток мозга, и за счет чистой крови работа сердца и мозга оживляется.
Роль пения в славянской культуре, как, впрочем, и во всех остальных, трудно переоценить. Вряд ли наши предки задумывались о таких понятиях, как постановка дыхания, вентиляция легких, соотношение вдоха/выдоха, они просто пели. На праздниках и поминках, ежевечерних посиделках и за домашними делами, провожая воинов на рать и укачивая младенцев. Вопрос слуха/голоса при этом решался как-то сам собой, потому что в хоре (коллективном исполнении) не обязательно быть оперным певцом, а слух, даже если кто-то точно уверен, что «медведь ему на ухо наступил», на самом деле развивается в течение довольно короткого промежутка времени. Мы теперь петь стесняемся, да нам это, вроде бы, и не нужно — за нас стараются «специально обученные люди», а нам остается лишь регулировать громкость на наших музыкальных центрах и телевизорах. И платим за этот «прогресс» собственным дыханием и здоровьем.
В США школьный хор — это обязательный предмет. Занятия в нем приравниваются к урокам. Фестивали школьных хоров — это огромные, хорошо поставленные мероприятия, которые проводятся в каждом штате. Да и в любой более-менее солидной «взрослой» организации и учреждении хор — часть тимбилдинга. Например, хор ньюйоркских пожарных насчитывает сотни участников и побеждает на многих международных конкурсах, оставляя позади даже профессионалов. Поют в Великобритании, Германии, Франции, Японии. Хором и соло, на сцене и в караоке-барах.
В России тоже есть школы и детские сады, в которых большое внимание уделяется сольному и хоровому пению. И, согласно данным районных поликлиник, их воспитанники куда реже становятся пациентами ЛОР-врача, страдают респираторными заболеваниями, в том числе и бронхиальной астмой. И это только «медицинский» аспект проблемы, а ведь коллективное творчество помогает решать и множество других вопросов, таких как музыкально-художественное и нравственное воспитание, снятие стресса и раздражительности, возможность самовыражения...
Исследования американских ученых, проведенные среди оперных певцов, показали, что их профессиональная деятельность полезна для здоровья. Они реже обращаются к кардиологам, терапевтам, ревматологам. А продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.
Конечно, чтобы быть здоровым, научившись правильно дышать, вовсе не обязательно солировать в опере. Условий два: грамотный педагог и регулярность занятий. И то, и другое является составляющей занятий в музыкальной школе. Поэтому записывайте и приводите ваших детей в Оксинскую детскую музыкальную школу на вокально-хоровое отделение, где работают педагоги-профессионалы, продуманно и рационально построена вся система обучения, регулируемая основными требованиями и законами государства. С нетерпением ждем вас!
(Лукашова М.В)